Скромняжка

Христианские традиции празднования Рождества и других праздников

Вы здесь

Дорогие мои девочки! Хочу поговорить с вами о традициях празднования Рождества и других праздников в различных христианских конфессиях.

Я сама католичка, и хорошо знаю католические христианские традиции. О православных и протестантских традициях, к сожалению, имею лишь самые минимальные сведения.

Я никому не навязываю свою точку зрения, и уважаю любое мнение. Я сама хочу узнать больше о традициях других христианских конфессий, сравнить их. Я не ставлю цель пропаганды какой бы то ни было религии.
Если вы можете что-то дополнить в моем рассказе или подправить ошибки, буду очень рада.

Искренне ваша Мария Константиновна.

Итак, начинаю с католических традиций подготовки к Рождеству.

Подготовительный период к Рождеству в Католической и Протестантской церквах называется Адвент, от латинского adventus - пришествие. Адвент начинается с воскресенья между 27 ноября и 3 декабря (в этом году, когда Рождество попадает на воскресенье, начало Адвента самое раннее - 27 ноября, и продолжительность максимальна - 28 дней, или четыре полных недели; минимальная продолжительность Адвента - 22 дня и самое позднее начало бывает в годы, когда Рождество приходится на понедельник).
Адвент имеет двойной характер - до 16 декабря акцент делается на эсхатологию, т. е. на пророчества Иисуса о его будущем втором пришествии, а с 17 по 24 декабря - на непосредственную подготовку к Рождеству. Это разделение в литургии выражено тем, что до 16 декабря священник читает первую префацию Адвента(молитву в начале евхаристического канона), а с 17 декабря - вторую.Кроме того, соответствующим образом подобраны чтения из Библии, читаемые на мессах в эти дни.

Во время Адвента в церкви перед алтарем ставится специальный венок с четырьмя свечами, украшенный ветвями сосны, так, чтобы эти ветви не опалялись пламенем свечей (именно сосна, а не ель - близко к Рождеству, но еще не Рождество). В первое воскресенье Адвента зажигается только одна свеча, во второе две, в третье три, в четвертое - все четыре. Свечи можно (но не обязательно) зажигать и в будние дни Адвента - в количестве, равном номеру текущей седмицы Адвента (новая седмица в церкви всегда начинается с воскресенья и кончается в субботу, и получает свой номер по номеру воскресенья, с которого она начинается).

В период Адвента во время богослужений священники и дьяконы обычно носят фиолетовые облачения. Фиолетовый считается цветом подготовки и цветом покаяния. Но в дни, отличные от воскресенья, имеющие статус обязательной памяти и выше, фиолетовый цвет заменяется на собственный (белый или красный в зависимости от характера памяти)- Адвент - не такой строгий период, как Великий Пост. На период Адвента выпадают следующие памяти святых, праздники и торжества:

30 ноября - праздник св. Андрея, апостола
(богослужебный цвет - красный);
3 декабря - память св. Франциска Ксаверия, священника (белый)
6 декабря - память св. Николая, епископа (белый)
7 декабря - память св. Амвросия, епископа и учителя Церкви (белый)
8 декабря - торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (белый)
13 декабря - память св. Луции, девы и мученицы (красный)
14 декабря - память св. Иоанна Креста, священника и учителя Церкви (белый)

В этом году все эти дни отличны от воскресенья, поэтому за время Адвента будет 7 дней, когда фиолетовый цвет облачений будет заменен на другой (дважды на красный и 5 раз на белый).

Пост в смысле запрета есть мясо предписывается только по пятницам Адвента, не совпадающим с торжествами (в этом году - 2, 9, 16 и 23 декабря).

Воскресенья Адвента имеют более высокий статус, чем все остальные события, поэтому торжества, попавшие на воскресенья Адвента, переносятся на понедельник, а праздники и памяти - пропадают. В этом году переносов и пропаданий не будет.

Кроме того, во время Адвента сохраняется пение "Аллилуйя" перед чтением Евангелия (в отличие от Великого Поста). Гимн "Слава в вышних Богу) не поется по воскресеньям Адвента (27 ноября, 4, 11 и 18 декабря) , но поется в праздники и торжества
(30 ноября и 8 декабря). Символ веры читается и в воскресенья, и в торжества, и в праздники.
В торжества и праздники полностью совершается собственная месса, а в памяти - собственная, но с префацией Адвента (а не с собственной префацией).

По субботам Адвента, не совпадающим с днями, имеющими статус обязательной памяти и выше (в этом году - 10, 17 и 24 декабря) утром может (но не обязательно) совершаться особая месса в честь Пресвятой Девы Марии, именуемая "rorate" (по-латыни "кропите") - первое слово фразы "rorate, caeli, desuper, et nubes pluant iustum" - "кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду" (книга пророка Исаии, глава 45, стих 8), т. к. в начале этой мессы поется песнопение с данным стихом в качестве припева. Эта очень красивая месса совершается в фиолетовых облачениях, на ней читается префация Адвента.

Я не ставила цель пропагандировать религию, простите, пожалуйста меня, если я вас утомила религиозными подробностями.

Дорогие мои девочки, буду очень рада, если вы мне расскажете о традициях подготовки к Рождеству в Православной и Протестантской церквах, а также, если вы дополните информацию к моему рассказу о католических традициях Адвента.

Комментарии

вверх ссылка
19.12.2011 - 18:23

Чтобы оживить эту тему, пожалуй нужно отвлечься от чисто религиозных традиций и перейти к светским.
Началась вторая часть Адвента, посвященная непосредственной подготовке к Рождеству (с 17 по 24 декабря) - в эти очень строгие дни мессы совершаются только в фиолетовых облачениях, причем во все дни, отличные от воскресенья, чтения из Библии зависят от даты, а не от дня недели - и в это время в храмах, а также в наших домах появляется главный символ Рождества - елка.
В Европе рождественская елка известна с начала XV века - считается, что первая елка была установлена в Риге в 1510 г. (по другим данным - в Таллинне на Ратушной площади в 1441 г.)

В России долгое время никаких елок на Рождество не использовалось, тем более, что до 1492 г. Новый год начинался с 1 марта (как у римлян до Юлия Цезаря), а с 1492 по 1699 г. - с 1 сентября (тут уж, наверное, иудеи постарались...), причем нумерация лет велась не от Рождества Христова, а от сотворения мира - 5509 г. до Р. Х. (в тот год совпали начала трех циклов - 19-летнего израильского круга Луны (через этот период фазы Луны попадают почти точно на те же числа месяцев; первый цикл отсчитывается от основания Иерусалима - 7 октября 3761 г. до Р. Х.), 28-летнего греческого круга Солнца(через этот период воскресенье - день Солнца - попадает на те же числа месяцев; цикл начинается с простого года, следующего за високосным, в котором первое воскресенье марта приходится на 3-е число) и 15-летнего римского индиктиона - периода, по истечении которого римляне платили налог, именуемый indictus (этот цикл отсчитываетсяот основания Рима - 21 апреля 753 г. до Р. Х.)

И только 15 декабря 1699 г. Российский царь Петр I приказал перенести начало года на 1 января, как это уже было сделано в Европе (Юлий Цезарь перенес начало года на январь, посвященный двуликому Янусу, еще в 45 г. до Р. Х.) и праздновать Рождество и Новый год с елкой. Так 312 лет тому назад в нашей стране появилась лесная красавица, без которой сейчас немыслимы ни Рождество, ни Новый год.

В XX веке Сталин запретил елку как религиозный пережиток (1927 год), более того, в то время было запрещено праздновать не только Рождество, но и Новый год - в течение долгих девяти лет 1 января было обычным рабочим днем (причем если в 1928 г., когда 1 января попало на воскресенье, этот день еще был выходным, то воскресенье 1 января 1933 г. было рабочим - в связи с отказом от семидневной недели и переходом на шестидневную, когда выходными были объявлены числа, кратные шести). В 1936 г. празднование Нового года (но не Рождества) было восстановлено, вместе с ним вернулась и елка, но уже новогодняя, а не рождественская.

Кстати, о том, что 25 декабря празднуется Рождество, я узнала в трехлетнем возрасте, в 1977 г. (в тот год, как и сейчас, Рождество также пришлось на воскресенье). О том, что православные празднуют это торжество 7 января, я с удивлением узнала только 4 января 1991 г., когда понедельник 7-е объявили выходным.

По традиции Католической церквиелки в храмах и в домах устанавливаются именно в дни непосредственной подготовки к Рождеству - между 17 и 24 декабря. Не рекомендуется ставить елку раньше 17 декабря. (на улицах города и в магазинах это правило, как мы видим,нарушается - елки появляются уже в ноябре)

В 1978 г. бабушка подарила мне с родителями искусственную елку, которую в 1996 г. я перенесла в дом, где я живу с мужем и детьми. Эта елка имела 11 "этажей" основных веток и "пятиэтажную" макушку. В этом году она окончательно пришла в негодность, и ее пришлось выбросить (макушка была выброшена еще в 2010 г.). В пятницу купила новую искусственную елку, "семиэтажную", но пока мы не нарядили ее - дети займутся этим в ближайшие дни. Предпочитаю искусственную елку, потому что она не сыпется и ее не надо выбрасывать. Искусственная елка служит не пару недель, а долгие годы)))

Искренне желаю всем обитательницам (и обитателям тоже) портала веселого Рождества, счастливого Нового года и красивых елок!

вверх ссылка
19.12.2011 - 18:28

Очень интерестная тема!!!
У меня вопросик:

Мария Константиновна:Пост в смысле запрета есть мясо

Пост перед Рождеством это только запрета есть мясо или все жирные продукты???

...на краю стою...

вверх ссылка
19.12.2011 - 19:04

В Католической Церкви пост (запрет есть мясо и другие мясные продукты) предписывается:
а) по пятницам Адвента, не совпадающим с торжествами
б) в Пепельную среду (первый день Великого Поста, в 2012 г. - 22 февраля) и по пятницам Великого Поста, не совпадающим с торжествами.
Запрет не касается рыбных, молочных и яичных продуктов - их можно употреблять даже в Страстную Пятницу.

Во все остальные дни года никаких ограничений на питание правилами Католической Церкви не предписывается.

вверх ссылка
23.12.2011 - 17:37

Вчера, 22 декабря, в 05 часов 30 минут по Всемирному времени (в 09 часов 30 минут по Санкт-Петербургскому летнему) наступило зимнее солнцестояние - Солнце, находясь в Южном полушарии небесной сферы, достигло наибольшего удаления 23 градуса 26 минут 12 секунд от небесного экватора. В Северном полушарии Земли началась астрономическая зима, в Южном - астрономическое лето. В Северном полушарии 22 декабря - самый короткий день в году (для южной части Санкт-Петербурга, где я живу, долгота дня вчера составила всего 5 часов 55 минут 07 секунд - к сожалению, за белые ночи в июне приходится платить черными днями в декабре...), а севернее параллели с широтой 67 градусов 24 минуты 48 секунд Солнце вообще не восходит над горизонтом - там царит полярная ночь.
Однако после солнцестояния Солнце начинает медленно, но верно приближаться к небесному экватору, и вместе с возрастанием склонения Солнца начинает прибавляться день в Северном полушарии (а в Южном - наоборот, убывать). 23 декабря у нас в Питере день будет на 8 секунд длиннее, чем 22-го, 24-го - еще на 18 с, а 25-го день прибавится почти на целую минуту - 5 ч 56 м 03 с. Солнце победило тьму!
И именно 25-го декабря римляне праздновали праздник Непобедимого Солнца. А Христианская церковь празднует в этот день торжество Рождества Христова (по-латыни sollemnitas Nativitatis Christi). Вероятно, эта дата была выбрана для того, чтобы вытеснить языческий культ римлян. Как следует из Библии, когда родился Иисус, на небе воссияла очень яркая звезда - в астрономии ее называют сверхновой (она наблюдается на небе, когда до Земли доходит свет от очень мощного взрыва звезды). Согласно вычислениям, в тот период сверновая воссияла 15 сентября 7-го г. до Р. Х. Так что скорее всего, на самом деле Иисус родился в сентябре, причем на семь лет раньше того срока, который вычислил Дионисий в 6-м веке и который принят за начало отсчета нашего календаря. Кроме того, Иисус родился при царе Ироде, который умер в 4 г. до Р. Х.
Но в 325 г. на первом Вселенском соборе в Никее (современное название - Изник в Турции) было постановлено праздновать Рождество Христово 25 декабря. Дата выбрана очень удачно - двойная радость от того, что родился Иисус, и от того, что начинает прибавляться день.

День 24 декабря в России называют сочельником, т. к. в этот день было принято есть сочиво - особое постное блюдо из обваренных зёрен пшеницы, иногда риса или чечевицы (сочевицы), смешанных с семенным (маковым, миндальным или ореховым) соком («сочивом», откуда и происходит название) и с мёдом. По-латыни этот день называется Vigilia Nativitatis Christi, что буквально означает "бодрствование (или бдение) Рождества Христова", но обычно переводится как навечерие Рождества Христова. Утром в этот день служится в фиолетовых облачениях последняя месса Адвента (в этом году 24 декабря приходится на субботу, поэтому может служится месса "rorate" в честь Пресвятой Девы Марии, с чтениями даты 24 декабря - 7 глава второй книги Царств - о царе Давиде - и Евангелие от Луки, глава 1, стихи с 67 по 79 - песнь Захарии, отца Иоанна Крестителя, которую отец воспел в благодарность Богу за рождение сына).

Вечером 24 декабря (обычно в 20 часов) уже служится первая месса Рождества - месса навечерия Рождества Христова (missa in vigilia Nativitatis Christi). Эта месса начинает Рождественское время, которое продлится до праздника Крещения Господня (воскресенье после 6 января; в 2012 г. - 8 января) и служится в белых облачениях, которые используются все Рождественское время (за исключением 26 и 28 декабря - в эти дни, если они отличны от воскресенья, белый цвет заменяется на красный). Месса начинается с процессии к рождественскому вертепу - специально устроенной декорации у одного из боковых алтарей, имеющей вид пещеры, в которой родился Иисус. В начале мессы читаются особые молитвы о рождении Иисуса, после чего предстоятель богослужения кладет внутрь вертепа фигурку младенца Иисуса. Далее месса идет по чину торжества - с гимном "Слава в вышних Богу", собственными чтениями (в том числе Евангелие от Матфея, глава 1, стихи 18-25 - о Рождестве Иисуса Христа), символом веры (с особенностью, присущей всем четырем рождественским мессам - на слова "И ставшего Человеком" совершается коленопреклонение), первой префацией Рождества. В конце этой мессы все делятся друг с другом облатками - специально испеченным хлебом в форме очень тонкого фигурного листа, на котором изображены события Рождества Христова. Обычай делиться облатками присущ и домашней трапезе, совершаемой в рождественскую ночь или в день Рождества. Облатки едят с вином или шампанским.

В сам день торжества Рождества Христова - 25 декабря - совершается три различные мессы:
1. Месса ночью (missa in nocte) - в 12 часов ночи, с чтением Евангелия
от Луки, глава 2, стихи 1 - 14 - о поклонении пастухов.
2. Месса на заре (missa in aurora (вот что означает название того самого крейсера))))) - в 10 часов утра, с чтением Евангелия от Луки, глава 2, стихи 15 - 20 - о том, как дева Мария размышляла о словах, сказанных пастухами об Ее Сыне.
3. Месса днем (missa in die) - она повторяется дважды, в 12 и в 19 часов, чтением Евангелия от Иоанна, глава 1, стихи 1 - 18 -филосовский пролог Иоанна, начинающийся словами "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (насколько мне известно, в Православной Церкви этот же отрывок из Евангелия читается на Пасху).

В Рождественское время торжества имеют более высокий статус, чем воскресенья, поэтому в этом году, когда 25 декабря приходится на воскресенье, воскресная месса в этот день отменяется и служатся мессы торжества Рождества Христова.

В заключение расскажу еще об одном обряде, совершаемом в торжество Рождества Христова, но не каждый год, а только один раз в 25 лет, и притом только в Риме.

В 25-й главе книги Левита (это третья книга Ветхого Завета), говорится:

"И освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей... Пятидесятый год да будет у вас юбилей..." (стихи 10 и 11).

Само слово юбилей (iubilaeum)- латинского происхождения и буквально означает "ликование", однако это слово берет свои корни из иврита - "юбель" означает рожок, в который в Израиле трубят в начале юбилейного года.

Обычай отмечать юбилейные годы в христианстве ввел папа Бонифаций VIII, первым юбилейным годом был объявлен 1300-й. Сначала юбилеи праздновались каждые 50 лет (1300, 1350, 1400, 1450), как и в Израиле, но начиная с 1475 года интервал между юбилеями был сокращен вдвое - до 25 лет - в связи с низкой продолжительностью жизни в то время, и для того, чтобы каждый человек хотя бы один раз мог участвовать в церемониях юбилейного года. Обычно юбилей начинался с Рождества предшествующего года, и заканчивался в Рождество юбилейного года. Иногда по особому случаю назначался внеочередной юбилейный год, который может начинаться и кончаться не в Рождество, а в другие дни.

Юбилейный год начинается церемонией открытия Святых ворот базилики св. Петра в Ватикане и заканчивается церемонией закрытия этих же Святых ворот. Кроме того, Святые ворота имеют и три других Римских Базилики - св. Иоанна Крестителя на Латеране, св. Марии Великой (Santa Maria Maggiore) и св. Павла за стенами Ватикана. Эти Святые ворота открываются позже, а закрываются раньше, чем Святые ворота базилики св. Петра.

Первый юбилейный год в моей жизни был 1975-й - Святые ворота базилики св. Петра были открыты в Рождество 1974 г. (это первое Рождество в моей жизни!), а закрыты в Рождество 1975 г.
Далее был объявлен внеочередной юбилей по случаю 500-летия со дня рождения великого итальянского художника Рафаэля Санти (28 марта 1483 - 6 апреля 1520). Юбилей начался в Великий Четверг 31 марта 1983 г., а закончился на Пасху 22 апреля 1984 г. - как видите, внеочередной юбилей может начинаться и кончаться в любой день года.

И наконец, 2000 г. был объявлен Великим Юбилеем. Открытие Святых врат базилики св. Петра совершил папа Римский Иоанн Павел II (Царствие ему Небесное) в Рождество 1999 г. - мы с мужем и старшей дочерью Машенькой (в то время ей было 2 годика) присутствовали на этой очень красивой церемонии - папа Римский читал долгие очень красивые молитвы и затем со слезами открыл Святые врата.
Для того, чтобы продлить празднование Великого Юбилея на первые дни нового XXI века и третьего тысячелетия, закрытие Святых врат и окончание Юбилея состоялось в торжество Богоявления Господня, 6 января 2001 года. Церемонию закрытия также совершил папа Иоанн Павел II, на ней также присутсвовали мы с мужем и старшей дочерью.

Внеочередного юбилея в первой четверти XXI века, по-видимому, не будет, и очередное открытие Святых врат будет 25 декабря 2024 года. Осталось подождать тринадцать лет...

Искренне желаю всем обитательницам и обитателям портала счастливого Рождества!

вверх ссылка
23.12.2011 - 17:40

Мария Константиновна:Искренне желаю всем обитательницам и обитателям портала счастливого Рождества!

Спасибо!!! цветочек Тебе тоже!!!

...на краю стою...

вверх ссылка
23.12.2011 - 17:48

BIONDA, тебе большое спасибо за то, что обратила внимание на мой блог!

Кстати, сообщение о Рождестве я писала ночью, а сейчас только исправила ошибку в латинском написании слова iubilaeum - я пропустила букву a. Но благодаря этому исправлению сообщение попало в новые и ты его заметила. Видимо, Богу было угодно, чтобы ночью я допустила ошибку...

вверх ссылка
23.12.2011 - 17:54

Мария Константиновна:тебе большое спасибо за то, что обратила внимание на мой блог!

мне это очень интерестно, хотя сама я православная кристианка))) Интересно все о других религиях и народах!!! Ведь у каждых свои традиции.

Мария Константиновна:написании слова iubilaeum - я пропустила букву a. Но благодаря этому исправлению сообщение попало в новые и ты его заметила. Видимо, Богу было угодно, чтобы ночью я допустила ошибку...

улыбка

...на краю стою...

вверх ссылка
26.12.2011 - 10:06

Прошли дни 24 и 25 декабря - Рождественский сочельник и первый день Рождества. Но празднование Рождества на этом не заканчивается.

Восемь дней с 25 декабря по 1 января включительно продолжается октава Рождества. Это дни собственно празднования Рождества. Слово "octava" по-латыни значит "восьмая". Точно так же как в музыке октавой называется интервал между нотами, содержащий восемь ступеней (если считать клавишу "до" первой, то следующая "до" будет восьмой белой клавишей), точно также в христианском календаре октава Рождества продолжается восемь дней. Пасха также имеет октаву.
Обычай праздновать наиболее великие торжества по восемь дней берет свое начало от иудеев - у них по восемь дней празднуются Суккот (с 15 по 22 тишри - в 5772 г. иудейского календаря это соответствует датам с 13 по 20 октября 2011 г. григорианского календаря), Ханука (с 25 кислева по 2 тевета - с 21 по 28 декабря 2011 г., сегодня - шестой день октавы Хануки) и Песах (с 15 по 22 нисана - с 7 по 14 апреля 2012 г.).

Во время октавы Рождества каждый день поется гимн "Слава в вышних Богу", а в воскресенья и торжества также символ веры. Читается первая префация Рождества со словами "в этот день" (за исключением 1 января), на евхаристическом каноне воспоминается тайна Рождества.

В дни октавы Рождества празднуются:

26 декабря - праздник св. Стефана, первомученика (цвет облачений - красный). Св. Стефан был одним из семи первых дьяконов Иерусалимской Церкви, о нем повествуется в шестой и седьмой главах книги Деяний Святых Апостолов (отрывок Деяний, глава 6, стихи 8-10; глава 7, стихи 54-60 читается сегодня на мессе в качестве первого чтения). Св. Стефан первым из христиан принял мученическую кончину - иудеи побили его камнями за то, что по их мнению он нарушал каноны иудейской религии, и поэтому называется первомучеником (по-гречески protomartyr).

27 декабря - праздник св. Иоанна, апостола и евангелиста (цвет облачений - белый). Св. Иоанн написал четвертое Евангелие, три Соборных послания и Апокалипсис (Откровение). Умер в глубокой старости в возрасте более ста лет, но при жизни неоднократно подвергался преследованиям, арестам и ссылкам. По преданию, однажды ему подали отравленное вино, но он, помолившись, опустил в чашу противоядие, выпил и остался жив. Поэтому по традиции в этот день в конце мессы совершается церемония освящения вина (но не шампанского, которые некоторые также приносят в храм для освящения)))). В качестве первого чтения на мессе в этот день читаются первые четыре стиха первого Соборного послания св. апостола Иоанна, и это послание читается по будням до конца Рождественского времени (полностью оно прочитывается только в годы, когда праздник Крещения Господня самый поздний - 13 января, в другие годы чтение послания прерывается на третьей, четвертой или пятой главе). Евагелие в этот день - от Иоанна, глава 20, стихи 2 - 8 - о Воскресении Христовом, и о том, как Петр и Иоанн поверили в это событие.

28 декабря - праздник св. невинных младенцев Вифлеемских, мучеников (красный). Вспоминаются младенцы в возрасте двух лет и младше, родившиеся в Вифлееме и его окрестностях, зверски убитые по повелению жестокого царя Ирода - он хотел убить Иисуса, считая Его своим соперником в борьбе за царский престол (но Иисус вместе с Марией и Иосифом уже был в Египте). На мессе читается Евангелие от Матфея, глава 2, стихи с 13 по 18. В конце мессы совершается благословение детей.

Воскресенье между 26 или 31 декабря или, если оно отсутствует - пятница, 30 декабря (в этом году, когда Рождество приходится на воскресенье, имеет место второй вариант) - праздник Святого Семейства - Иисуса, Марии и Иосифа (белый). Праздник посвящен семье, любви между супругами и между родителями и детьми, примером которой является любовь между членами Святого Семейства. Если праздник празднуется в воскресенье, то перед Евангелием читается два чтения - из третьей главы книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и из третьей главы послания св. апостола Павла к Колоссянам - оба чтения посвящены семье, а также поется символ веры. В этом году, когда праздник переносится на пятницу, читается только одно из двух чтений (на выбор чтеца), и символ веры не поется. Евангелие в этом году (литургический цикл В) - от Луки, глава 2, стихи 22 - 40 - о Сретении (Иосиф и Мария принесли Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить над ним обряд иудейского закона - принести в жертву двух птенцов горлицы или голубя, и в храме Иисуса встретили пророк Симеон и пророчица Анна и пророчествовали о будущем Иисуса). В конце мессы совершается благословение семей.

Вечером 31 декабря (обычно в 19 часов), накануне Нового года, совершается благодарственная месса на окончание года, в конце которой читаются особые благодарения Богу за все благодеяния, данные Им нам в завершающемся году.

1 января, в первый день Нового года - торжество Пресвятой Богородицы Марии (в наступающем году торжество приходится на воскресенье, поэтому воскресная месса в этот день отменяется; цвет облачений - белый). В первый день Нового года, являющийся одновременно восьмым днем октавы Рождества, молимся Пресвятой Деве Марии и прославляем Ее как Богородицу (по-гречески Theotokos) - Ту, Которая родила Бога. На мессе читается Евангелие от Луки, глава 2, стихи 16 - 21 - о том, как Пресвятая Дева Мария размышляла о словах, сказанных пастухами о Ее сыне. Вместо Рождественской префации читается префация в честь Пресвятой Девы Марии. В конце мессы читается особая молитва - литания в честь Пресвятой Девы Марии - в прошениях этой молитвы перечисляются титулы Пресвятой Девы Марии с окончанием "молись о нас". Этим днем заканчивается октава Рождества, но Рождественское время продолжается до праздника Крещения Господня (воскресенье после 6 января; в 2012 г. - 8 января).

вверх ссылка
02.01.2012 - 17:43

Сердечно поздравляю всех обитательниц и обитателей портала с наступившим новым 2012 годом!

Прошла новогодняя ночь, прошел первый день января - торжество Пресвятой Богородицы Марии, закончилась октава Рождества. Но Рождественское время продолжается еще от 6 до 12 дней (в этом году 7 дней), до воскресенья после 6 января - праздника Крещения Господня.

Во все дни со 2 января и до конца Рождественского времени мессы совершаются в белых облачениях. В течение всего Рождественского времени, за исключением праздника Святого Семейства, второго воскресенья после Рождества (если это воскресенье не пропадает) и праздника Крещения Господня, чтения из Библии и все молитвы на мессах зависят от даты, а не от дня недели. Седмицы в Рождественское время не нумеруются. Можно сказать, что с точки зрения церкви в Рождественское время дни недели, за исключением воскресенья, не играют роли и делятся только на две категории - воскресенья и будние дни.

В будние дни после окончания октавы Рождества гимн "Слава в вышних Богу" и символ веры не поются, за исключением торжества Богоявления.

Сегодня, 2 января, отмечается память святых Василия Великого и Григория Богослова (или Назианзена), епископов и учителей Церкви.

Св. Василий Великий родился в городе Цезарея в области Каппадокия (территория современной Турции) около 330 г. Учился в Константинополе и в Афинах, затем вернулся в Цезарею, где вел отшельническую жизнь. В 370 г. был избран епископом родного города, в 375 г. возведен в сан архиепископа. Написал много богословских трудов, является автором особенностей богослужений воскресных, праздничных и торжественных дней (один из видов православной литургии, которая совершается 1 и 5 (либо 6, если этот день приходится на воскресенье или понедельник) января, в пять воскресений Великого Поста, в Великий Четверг и Великую Субботу, а также 24 (или 25, если это воскресенье или понедельник) декабря называется литургией Василия Великого. Эта литургия характеризуется более длинными молитвами по сравнению с литургией Иоанна Златоуста). Кроме того, св. Василий Великий написал конституции, по которым по сей день живут монахи Православной Церкви. За многочисленные заслуги перед Церковью св. Василий уже при жизни получил эпитет Великий. Св. Василий Великий скончался в Цезарее в возрасте 48 лет в ночь с 1 на 2 января 379 г. Память в Католической Церкви 2 января, в Православной - 1 января (по юлианскому календарю).

Св. Григорий Богослов родился также около 330 г. в итальянском городе Назиано, поэтому и называется Назианзеном (по-итальянски Nasianseno - житель Назиано). Во время учебы в Константинополе познакомился со св. Василием, разделял с ним отшельническую жизнь. Вскоре был избран епископом Константинополя, затем стал архиепископом. Написал ряд богословских трудов о Пресвятой Троице,был прозван Богословом (по-гречески Theologos). В связи с непорядками в Константинополе сложил с себя сан архиепископа, вернулся в Назиано, жил в монастыре. Скончался в возрасте шестидесяти лет 25 января 390 г. Православная Церковь отмечает память св. Григория Богослова 25 января по юлианскому календарю - в годовщину его смерти, а Католическая - 2 января, вместе со св. Василием Великим.

В будние дни со 2 по 5 января продолжается чтение первого послания св. апостола Иоанна, кроме того в эти же дни полностью прочитывается часть первой главы Евангелия от Иоанна, следующая за философским прологом - стихи с 19 по 51. Эта часть Евангелия посвящена деятельности св. Иоанна Крестителя и призванию Иисусом первых апостолов - Петра, Иоанна, Филиппа и Нафанаила (Варфоломея, т. е. сына Толомея).

Если в один из дней со 2 по 5 января случится воскресенье, то оно называется вторым воскресеньем после Рождества. Месса служится по воскресному чину - с гимном "Слава в вышних Богу" и символом веры, на этой мессе вновь читается философский пролог Евангелия от Иоанна - глава 1, стихи с 1 по 18. В этом году это воскресенье пропадает, т. к. приходится на 8 января и совпадает с праздником Крещения Господня.

6 января - торжество Богоявления (по-гречески Epiphania). В Католической Церкви под Богоявлением понимается поклонение трех волхвов (мудрецов, астрологов) Младенцу Иисусу (Евангелие от Матфея, глава 2, стихи с 1 по 12 - этот отрывок читается 6 января на мессе). Три волхва, имена которых согласно Священному Преданию в русской транскрипции Гаспар, Мельхиор и Валтасар, шли в направлении, указанном им очень яркой звездой (в современном понимании - сверхновой), о которой они читали в своих астрологических книгах, и поклонились Младенцу Иисусу и принесли Ему дары: золото (лат. aurum) - как Царю, ладан (лат. incensum) - как Священнику и смирну (лат. myrrha) - как Пророку. После поклонения волхвы отправились в свою страну иным путем, минуя Ирода, что позволило Иосифу спасти Младенца и Марию, но вызвало гнев Ирода и подвергло ужасной смерти младенцев, живших в то время в Вифлееме.

Торжество называется Богоявлением, т. к. в этот день Бог в лице Иисуса Христа явил себя язычникам в лице трех волхвов.

Месса служится по чину торжества - с гимном "Слава в вышних Богу", собственными чтениями и символом веры. Кроме того, торжество имеет мессу навечерия, совершаемую вечером 5 января, с темиже особенностями и чтениями, но с иными молитвами.

В сам день торжества в конце мессы освящается мел, который все верующие берут себе домой. Этим мелом на входных дверях делается запись в виде обыкновенной дроби, в числителе которой пишется C+M+B, что означает, с одной стороны первые буквы имен волхвов на латинском языке - Casparus, Melchyorus, Baltasarus, а с другой - первые буквы слов фразы Christus Mansionem Benedicat - Христос Дом Благословляет. В знаменателе дроби пишется A. D. (номер текущего года). Буквы A. D. обозначают Annus Domini - Год Господень. Если текущий год - юбилейный, то буквы A. D. предваряются словом Jubilaeum - Юбилей. Запись в виде математической формулы указывает на мудрость волхвов.

В Православной Церкви под Богоявлением, которое также празднуется 6 января (но по юлианскому календарю) подразумевается совершенно иное событие - явление всех трех лиц Пресвятой Троицы на Иордане сразу после того, как Иисус Христос принял крещение из рук Иоанна.

В воскресенье после 6 января - в этом году 8 января - празднуется праздник Крещения Господня (festum Baptismatis Domini). В этот день вспоминается, как Господь наш Иисус Христос принял крещение из рук Иоанна в водах реки Иордан. Сразу после этого на Иисуса нисшел Святой Дух в виде голубя (in columbae specie - отсюда вы можете понять, как буквально переводится с итальянского фамилия знаменитого путешественника Христофора Колумба) и был глас Бога-Отца с небес: "Ты - Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" ("Tu es Filius Meus dilectus, in Quo Mihi bene complacui").

Месса служится по воскресному чину, с гимном "Слава в вышних Богу" и символом веры, на мессе читается Евангелие о Крещении Иисуса (в этом году - литургический цикл B - Евангелие от Марка, глава 1, стихи с 7 по 11).

В начале мессы совершается освящение воды, однако, в отличие от Православной Церкви, не для набирания, а только для окропления, совершаемого сразу после освящения.

В Православной Церкви Крещение Господне празднуется одновременно с Богоявлением - 6 января юлианского календаря (19 января григорианского).

Праздник Крещения Господня завершает Рождественское время. В этом году Рождественское время длится 15 дней, через год достигнет максимума - 20 дней, через шесть лет - минимума (14 дней). Самое раннее завершение Рождественского времени бывает 7 января, самое позднее - 13 января.

С понедельника после праздника Крещения Господня (всегда со второго понедельника января, в этом году - с 9 января) начинается первая часть Рядового времени, которая продлится до кануна Великого Поста.

вверх ссылка
09.01.2012 - 09:17

Вот и закончилось Рождественское время! Быстро же оно пролетело, почти как один миг... Сегодня, 9 января, с понедельника после праздника Крещения Господня, началась первая часть Рядового времени, которая продлится до вторника накануне начала Великого Поста (в этом году - до 21 февраля).

Рядовое время (по-латыни Tempus per annum, буквально "Время в течение года" - время, не посвященное подготовке к Рождеству или Пасхе, или празднованию этих торжеств, а, так сказать, просто обычное время в течение года. Оно длится 33 или 34 седмицы (второй случай имеет место в годы, когда Рождество приходится на понедельник или вторник, первый - во все остальные годы) и делится на две части. Первая часть (всегда меньшая) начинается с понедельника после Крещения Господня и заканчивается во вторник накануне начала Великого Поста, вторая (большая) начинается с понедельника после Пятидесятницы и заканчивается в субботу накануне начала Адвента.
В Рядовое время цвет облачений священников и дьяконов - зеленый, за исключением будних дней, имеющих статус обязательной памяти и выше - в эти дни зеленый цвет заменяется на белый или красный, в зависимости от характера памяти. Торжества, а также праздники в честь Иисуса Христа (Сретение, Преображение и Воздвижение) имеют более высокий статус, чем воскресенья Рядового времени - зеленый цвет заменяется на белый и в том случае, если торжество или великий праздник попадает на воскресенье.
С понедельника после праздника Крещения Господня (т. е. с сегодняшнего дня) начинается первая седмица Рядового времени. Она неполная (6 дней, поскольку воскресенье было еще в Рождественском времени). Все эти 6 дней используются зеленые облачения (первая обязательная память Рядового времени в белых облачениях будет 17 января - память св. Антония Великого, аббата, основателя монашества. Этот святой отличался долгожительством - он прожил 105 или 106 лет и скончался 17 января 356 года).
В дни первой рядовой седмицы из храмов и домов удаляются елки и другие Рождественские декорации - увы, праздники кончились и начались суровые будни.
Воскресенья рядового времени нумеруются со второго номера - 15 января будет второе воскресенье Рядового времени. Это сделано для того, чтобы седмица всегда получала свой номер по номеру воскресенья, с которого она начинается.
С первого дня рядового времени вновь восстанавливается зависимость литургических чтений и молитв от дня недели (а не от даты, как это было в будни второй части Адвента и в Рождественское время), за исключением праздников и торжеств - в эти дни читаются собственные чтения.
В год с четным номером в будни первых пяти седмиц Рядового времени читаются первая, вторая и часть третьей книги Царств - о пророке Самуиле, царях Сауле, Давиде и Соломоне. Также во все годы в эти же дни читается Евангелие от Марка, начиная с 14-го стиха первой главы (первый отрывок, читаемый сегодня - от Марка, глава 1, стихи с 14 по 20 - о призвании Иисусом первых четырех апостолов - Петра, Андрея, Иакова и Иоанна).
В воскресенья в этом году (литургический цикл В) читаются те же отрывки из Евангелия - во второе воскресенье Рядового времени будет читаться параллельное место из Евангелия от Иоанна (глава 1, стихи 35 - 42 - также о призвании первых апостолов), а с третьего воскресенья - 22 января - начнется воскресный цикл Евангелия от Марка, начиная с 14-го стиха 1-й главы (22 января будет повторено чтение от 9 января - от Марка, глава 1, стихи 14 - 20).
С 18 по 25 января в церквах всех трех Христианских конфессий - Католической, Православной и Протестантской - ежегодно проводится седмица молитв о единстве христиан (фактически она продолжается не 7, а 8 дней. Эта традиция была установлена в 1909 году по предложению американского Протестантского епископа. В конце каждой службы в эти дни читаются особые молитвы о восстановлении утраченного единства Христианской Церкви. Последний день этой седмицы - 25 января - праздник Обращения св. апостола Павла (цвет облачений - белый). В этот день вспоминается, как бывший гонитель христиан Савл обратился от своих заблуждений и стал великим апостолом Павлом (Деяния святых апостолов, глава 9, стихи 1 - 22 - этот отрывок читается на мессе).

28 январясовершается память св. Фомы Аквинского, священника и учителя Церкви(1225 - 1274), цвет - белый.
Св. Фома родился 28 января 1225 г. в итальянском городе Аквино, поэтому и называется Аквинским (по-итальянски Aquinato). ,Был воспитан в аббатстве Монте Кассино, вступил в монашеский орден доминиканцев, учился в университете Кёльна (под наставничеством св. Альберта Великого), затем в Парижской Сорбонне, где впоследствии преподавал философию и богословие. Является наиболее известным представителем средневековой философии и схоластического богословия. Его главные труды - "Сумма теологии" и "Сумма против язычников" - являются одними из наиболее выдающихся произведений религиозной литературы, оказавшими влияние на жизнь всей Европы. Кроме того, св. Фома написал комментарии к Священному писанию. Умер в монастыре Фоссаунова в Южной Италии 7 марта 1274 г. в возрасте 49 лет, канонизирован спустя 50 лет после смерти. Память совершается в день рождения, а не в день смерти - этот довольно редкий для Церкви случай связан с тем, что 7 марта почти всегда приходится на Великий Пост. Св. Фома Аквинский считается покровителем образования и преподавателей.

2 февраля - праздник Сретения Господня (по-латыни festum Praesentationis Domini, буквально "праздник Представления Господня", цвет - белый. В этот день, на сороковой день после Рождества, Иосиф и Мария принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить обряд Ветхозаветного закона - принести за Младенца в жертву двух птенцов горлицы или голубя. Согласно латинскому названию праздника, Иисус был представлен Богу в Иерусалимском храме. Русское название праздника (Сретение означает "встреча") связано с тем, что в храме Младенца иисуса встретили пророк Симеон и пророчица Анна, которые пророчествовали о будущем Иисуса (в частности, Симеон предсказал Деве Марии: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле, и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу - да откроются помышления многих сердец" (Евангелие от Луки, глава 2, стихи 33 - 35).
В начале мессы совершается процессия со свечами. Эти свечи в России и в Украине называют "громницы", вероятно из-за того, что в некоторых южных районах в начале февраля бывают зимние грозы. На мессе читается Евангелие от Луки, глава 2, стихи 22 - 40.
Праздник не пропадает и в том случае, когда он приходится на воскресенье (2014, 2020) - в этом случае воскресная месса отменяется и служится служба праздника.
На следующий день, 3 февраля, совершается память св. Власия, епискога и мученика (память факультативная, но очень популярная), цвет - красный.
Св. Власий был епископом города Севастия (ныне город Севан на берегу одноименного озера в Армении) и одновременно - врачом, специализирующемся на болезнях горла (Христианские каноны не запрещают сочетать пастырскую деятельность со светской профессией - вспомните знаменитого хирурга Луку Войно-Ясенецкого (1877 - 1961), который был одновременно православным архиепископом Симферополя - в 2000 г. он был причислен Православной Церковью к лику святых). В 316 г. по повелению жестого римского императора Лициния, гонителя христиан (правил в восточной части империи с 307 по 324 г., права на престол получил, женившись на младшей сестре Константина Великого, Констанции, стал соправителем Константина. Из-за чрезмерной жестокости отстранен от власти, затем, в январе 325 г. - обезглавлен) был приговорен к смертной казни через усечение головы мечом. Ведомый на казнь, св. Власий исполнил свой врачебный долг - извлек застрявшую рыбную кость из горла мальчика. Казнен 3 февраля 316 г.
В день памяти св. Власия в конце мессы совершается благословение от болезней горла - священник читает особую молитву над двумя связанными крест-накрест зажженными Сретенскими свечами-громницам, затем свечи тушатся (в целях безопасности) и священник благословляет каждого верующего, касаясь свечами его горла и произнося "По ходатайству св. Власия да избавит тебя господь от болезней горла и от всякого зла".

5 февраля - память св. Агафии, девы и мученицы (цвет - красный; в этом году ее память пропадает, т. к. приходится на воскресенье - служится месса пятого воскресенья Рядового времени в зеленых облачениях, однако в конце мессы все равно совершается обряд освящения хлеба, связанный с памятью св. Агафии).
Св. Агафия приняла мученическую смерть в итальянской Катании 5 февраля 251 г., по приказу жестокого императора Деция (правил в 249-251 годах, жестоко преследовал христиан, считая их бунтовщиками против императорской власти; через несколько месяцев после мученической кончины св. Агафии сам плохо кончил - соперник в борьбе за власть отсек ему голову мечом...).
В конце мессы в честь св. Агафии совершается обряд благословения хлеба. Этот хлеб засушивается и хранится в течение года, употребляется в пищу во время болезни. Кроме того, считается, что хлеб св. Агафии предохраняет дом от пожаров.

11 февраля совершается факультативная память Лурдской иконы Пресвятой Девы Марии - это престольное торжество храма, прихожанкой которого я являюсь. В нашем храме месса служится по чину торжества - в белых облачениях, с гимном "Слава в вышних Богу" и символом веры, с собственными чтениями и молитвами.
11 февраля 1858 г. Дева Мария явилась во сне больной 14-летней девочке Бернадетте Субиру (1844 - 1879), жившей в небольшом гасконском городке Лурд (Lourdes, буквально по-французски это название имеет форму множественного числа и переводится как "Тяжелые"). Дева Мария предрекла исцеление девочке и указала на место в пещере, где вскоре пробил целебный источник (в воде содержится нитрат серебра). Бернадетта исцелилась, стала монахиней, но в 35 лет умерла от туберкулеза в монастыре в Тарбе, в 1933 г. была канонизирована (числится как рядовая святая под датой 16 апреля - это день ее смерти). Целебный источник был окультурен, в Лурд съезжаются больные со всего света, многие из них исцеляются.
На мессе в этот день после Евангелия и проповеди священник или епископ совершает таинство помазания больных (sacramentum unctionis infirmorum), которое в Православной Церкви называется Соборованием (в православных храмах оно совершается по вторникам и четвергам Великого Поста). Совершитель таинства читает над каждым больным особую молитву, а затем мажет больному лоб и руки освященным елеем (оливковым маслом).

14 февраля известно как день св. Валентина. Однако Валентин, очень популярный в народе (и не только католическом), для Церкви является рядовым святым, не имеющим собственной мессы. Он числится под датой 14 февраля в следующей группе святых: Марин, Марфа, Авдифакс, Аввакум, Квирин, Валентин (пресвитер), Астерий и иные в Риме пострадавшие. В Православной Церкви эта же группа святых числится под датой 6 июля юлианского календаря. Святые пострадали в 269 году по приказу императора Клавдия II (правил в 268-270 годах), им отрубили головы мечом. При этом священнику (пресвитеру) Валентину вменялось в вину то, что он, вопреки запрету императора, венчал супружеские пары, в которых мужьями были солдаты и офицеры Римского легиона (Клавдий считал, что настоящий военный не может отвлекаться на семью и должен всего себя отдать на слущение императору...). Так св. Валентин стал покровителем влюбленных.

В этот же день, 14 февраля, в церкви отмечается память свв. Кирилла, монаха, и Мефодия, епископа (обязательная память по Римскому Генеральному календарю, т. е. для всей Католической Церкви по всему земному шару, цвет облачений - белый.

Братья Мефодий (821 - 885) и Константин(828 - 869) родились в греческих Салониках. После обучения в Константинополе были посланы с миссией в Моравию (область современной Чехии). Братья перевели Библию и другие литургические книги на славянские языки, с этой целью изобрели два алфавита (при этом, как это ни парадоксально, Константин - будущий Кирилл - изобрел глаголицу, а Мефодий - кириллицу, которой мы пользуемся и по сей день). После обвинения в нарушении церковных традицый братьям все же удалось получить разрешение папы Адриана на продолжение миссионерской деятельности. Однако Константин остался в Риме, где принял монашество под именем Кирилл. Умер в Римском монастыре 14 февраля 869 г. Мефодий стал архиепископом чешского города Велеграда и папским легатом в Чехии. Умер в Велеграде 6 февраля 885 г. Братья были канонизированы, их обязательная для всей Церкви память совершается в годовщину смерти Кирилла - 14 февраля.

Первая часть Рядового времени завершается масленицей. При этом в Католической Церкви, в отличие от Православной, масленица не включена в церковный календарь - для Церкви (в этом году) это шестая и неполная седьмая седмицы Рядового времени, и является чисто светским праздником, лишь по датам совпадающим с последними днями перед Великим Постом (в Православной Церкви сырная седмица (масленица) включена в официальный церковный календарь и продлится в этом году с 19 по 26 февраля (длится 8 дней и начинается с воскресенья, а не с понедельника, как многие неправильно считают).
В западных странах масленицу называют карнавалом, от итальянского carne, vale! - "мясо, прощай!"-.
Продолжительность католической масленицы или карнавала в разных странах различна, в России она продолжается 10 дней, с воскресенья до вторника, в этом году с 12 по 21 февраля.
Масленица приходится на февраль или первую половину марта (в 2011 г. она закончилась 8 марта) и посвящена проводам зимы. Поэтому во время масленицы в России пекут блины - символ Солнца и наступающей весны. Также во время масленицы происходят игрища, такие, как взятие снежного городка - ведь скоро снег растает и не поиграешь...
Последний день католической масленицы, приходящийся на вторник (в этом году 21 февраля), называют "жирным вторником"(по-французски "mardi gras", т. к. в этот день принято как следует пожировать перед долгим Великим Постом.

В Православной Церкви масленица заканчивается в воскресенье (в этом году 26 февраля), именуемое Прощеным воскресеньем. Вечером этого дня совершается вечерня, начинаемая в белом, а затем, после пения стихов 68-го псалма "Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, ибо я скорблю, скоро услышь меня, внемли душе моей и избавь ее" (католики называют подобные песнопения секвенциями), священники и дьяконы переоблачаются в черное, в котором и служится вторая половина службы. В конце вечерни настоятель кланяется прихожанам до земли, и все испрашивают друг у друга прощения - в Великий Пост надо вступить, не держа зло друг на друга.

Со следующего дня - у католиков со среды (22 февраля), у православных с понедельника (27 февраля) начинается Великий Пост - период подготовки к Пасхе.

Страницы

Блондинки умничают

Если вы самый умный в комнате, значит вы не в той комнате
Если бог за тебя, то кто против тебя?
Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро! (Винни-Пух)
Нормально идти в гости, когда зовут. Ужасно идти в гости, когда не зовут. Однако самое лучшее — это когда зовут, а ты не идешь. С. Довлатов
Окружающие любят не честных, а добрых. Не смелых, а чутких. Не принципиальных, а снисходительных. Иначе говоря — беспринципных. С. Довлатов
Если всё расписано на небесах, что же остаётся человеку? … — Подробности … придумай подробности - сочинишь судьбу …
А может стоит все же поднять свою попу?